Виртуальный методический кабинет

Славные имена Беларуси

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2023-2024 учебном году

Рекомендуемый музыкальный репертуар для воспитанников

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Слушание музыки

Вокальная музыка:

  1. «Ах ты, коценька-каток» (бел. нар. песни в обр. М. Красева) ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Калыханка» (бел. нар. песни в обр. М. Красева)
  3. «Колыбельная медведицы» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева) ➥ слушать
  4. «Люлі-люлі калышу» (бел. нар. песня в обр. М. Анцева) ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Сорока» (рус. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  6. «Цяў-цяў» (муз. С. Альхимович, сл. Ю. Разумовского) ♫ смотреть ноты ♫
  7. «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Белочка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  9. «Голубые санки» (муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой) ♫ смотреть ноты ♫
  10. «Курачка» (муз. С. Галкиной, сл. А. Деружинского) ♫ смотреть ноты ♫
  11. «Пеўнік» (муз. Е. Ремизовской, сл. И. Мистюка) ♫ смотреть ноты ♫
  12. «Ну какой, мороз, ты злой» (муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского)
  13. «Плачет котик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского) ➥ слушать
  14. «Корова» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫

 

Инструментальная музыка:

  1. «Колыбельная» (муз. В. А. Моцарта) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2)
  2. «Птичка» (муз. Э. Грига) ➥ слушать
  3. «Танец комара» (муз. А. Лядова) ➥ слушать
  4. «Полька» (муз. С. Майкапара) ➥ слушать
  5. «Танец куклы» (муз. С. Майкапара) ➥ слушать
  6. «Весною» (муз. С. Майкапара) ➥ слушать
  7. «Осенью» (муз. С. Майкапара) ➥ слушать
  8. «Котик заболел» (муз. А. Гречанинова) ➥ слушать (Вар.1, оркестр); ➥ слушать (Вар.2, фортепиано)
  9. «Котик выздоровел» (муз. А. Гречанинова) ➥ слушать
  10. «На гармошке» (муз. А. Гречанинова) ➥ слушать
  11. «Прогулка» (муз. С. Прокофьева) ➥ слушать
  12. «Попрыгунья» (муз. Д. Кабалевского) ➥ слушать
  13. «Ежик» (муз. Д. Кабалевского) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2, фортепиано)
  14. «Грустный дождик» (муз. Д. Кабалевского) ➥ слушать
  15. «Птичка» (муз. М. Красева) ➥ слушать
  16. «Воробушки» (муз. М. Красева) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  17. «Воробей» (муз. М. Раухвергера) ➥ слушать
  18. «Автомобиль» (муз. М. Раухвергера) ➥ слушать
  19. «Зайчик» (муз. Г. Фрида) ➥ слушать
  20. «Барабан» (муз. Г. Фрида) ➤ смотреть видео
  21. «Мячик» (муз. Г. Фрида) ➥ слушать
  22. «Самолет» (муз. Г. Фрида) ➥ слушать
  23. «Машина» (муз. К. Волкова) ➥ слушать
  24. «Полянка» (рус. нар. мел. в обр. Г. Фрида) ➥ слушать
  25. «Юрачка» (бел. нар. мел.) ➥ слушать
  26. «Мікіта» (бел. нар. мел.) ➥ слушать
  27. «Зайка» (бел. нар. мел.) ➥ слушать
  28. «Верабейчык» (бел. нар. мел.) ➥ слушать
  29. «Таўкачыкі» (бел. нар. мел.) ➥ слушать

Пение и подпевание

  1. «Ладкі ладком» (муз. Е. Ремизовской, сл. народные) ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Осень наступила» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  3. «Мы - маленькие» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Будем мы хорошими» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Солнышко» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто) ♫ смотреть ноты ♫
  6. «Дождик» (рус. нар. мел. в обр. Г. Лобачева, сл. А. Барто) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  7. «Мишка косолапый» (муз. и сл. О. Волох) ➥ слушать
  8. «Мишка» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
  9. «Заинька» (муз. М. Красева, сл. Л. Некрасовой) ♫ смотреть ноты ♫
  10. «Конек» (муз. И. Кишко, сл. Г. Демченко) ♫ смотреть ноты ♫
  11. «Маленькая птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой) ♫ смотреть ноты ♫
  12. «Птичка» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  13. «Корова» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой) ♫ смотреть ноты ♫
  14. «Жук» (муз. В. Иванникова, сл. Ж. Агаджановой) ♫ смотреть ноты ♫
  15. «Жучок» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  16. «Мотылек» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского) ♫ смотреть ноты ♫
  17. «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского) ♫ смотреть ноты ♫
  18. «Кукла» (муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской) ♫ смотреть ноты ♫
  19. «Машина» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Башмаковой) ♫ смотреть ноты ♫
  20. «Паровоз» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  21. «Осенняя песенка» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  22. «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи) ♫ смотреть ноты ♫
  23. «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) ♫ смотреть ноты ♫
  24. «Наша елочка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  25. «Елка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой) ♫ смотреть ноты ♫
  26. «Дед Мороз» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  27. «Новогодний хоровод» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  28. «Золотая мама» (муз. и сл. Т. А. Соколовой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  29. «Люблю маму» (муз. М. Скребковой, сл. М. Ивенсен) ♫ смотреть ноты ♫
  30. «Мамочка милая» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  31. «Бабушке» (муз. и сл. З. Качаевой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  32. «Милая бабуленька» (муз. и сл. Л. Гусевой) ♫ смотреть ноты ♫

Музыкально-ритмические движения и танцевальное творчество

Упражнения:

  1. «Большие и маленькие ноги» (муз. В. Агафонникова, сл. нар.) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Вот как мы умеем» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  3. «Маршируем дружно» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Коробко) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Мы учимся бегать» (муз. Я. Степового) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Научились мы ходить» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  6. «Ходим-бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  7. «Лошадка» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать
  8. «Скворцы и вороны» (муз. Е. Тиличеевой) ➥ слушать
  9. «Полет птиц» (муз. Г. Фрида) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  10. «Курочка» (муз. А. Любарского) ➥ слушать
  11. «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  12. «Зайки» (муз. Ю. Рожавской) ➥ слушать
  13. «Волк» (муз. М.Магиденко)
  14. «Кошка» (муз. Т. Ломовой) ➥ слушать
  15. «Коники и упряжки» (муз. В. Витлина) ➥ слушать
  16. «Петушок идет» (муз. А. Даргомыжского) ➥ слушать
  17. «Бабочки» (муз. Д. Кабалевского) ➥ слушать
  18. «Уточка идет» (муз. В. Герчик (из «Сказки о глупом мышонке»)) ➥ слушать
  19. «Жабка прыгает» (муз. В. Герчик (из «Сказки о глупом мышонке»)) ➥ слушать
  20. «Мышка бежит» (муз. В. Герчик (из «Сказки о глупом мышонке»)) ➥ слушать
  21. «Курочка бежит» (муз. В. Герчик (из «Сказки о глупом мышонке»)) ➥ слушать

 

Пляски и танцы:

  1. «Хлопай» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) ➥ слушать
  2. «Чок да чок» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  3. «Погуляем» (муз. и сл. Е. Макшанцевой) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар. 2); ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Приседай» (эстон. нар. мел. в обр. А. Роомере, сл. Ю. Энтина) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  5. «Погуляли наши детки» (муз. и сл. Я. Жабко) ✒ смотреть план занятия
  6. «Осенняя пляска» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  7. «Будет танец веселей» (муз. и сл. Я. Жабко)
  8. «Краковяк» (пол. нар. мел. в обр. О. Волох) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  9. «Танцевали краковяк» (муз. А. Филиппенко, сл. Я. Чарноцкой) ➥ слушать
  10. «Гопачок» (укр. нар. мел. в обр. М. Раухвергера) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  11. «Пляска с листочками» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  12. «Пляска с платочками» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской) ✒ смотреть план занятия
  13. «Пляска с погремушками» (муз. и сл. В. Антоновой в обр. И. Кишко) ✒ смотреть план занятия
  14. «Танец с куклами» (муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой) ✒ смотреть план занятия
  15. «Танец снежинок» (муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  16. «Фонарики» (мел. и сл. М. Матлиной в обр. Р. Рустамова) ✒ смотреть план занятия
  17. «Танец с погремушками» (муз. и сл. Ю. Михайленко) ✒ смотреть план занятия
  18. «Танец с зонтиками» (муз. Л. Сверделя, сл. А. Матлиной) ✒ смотреть план занятия

 

Музыкальные игры:

  1. «Маша» (бел. нар. игра) ✒ смотреть план занятия
  2. «Дожджык» (бел. нар. игра)
  3. «Прятки» (рус. нар. песня) ✒ смотреть план занятия
  4. «Лен» (игра под ред. Т. Бабаджан)
  5. «Погремушки» (муз. М. Раухвергера, автор игры Т. Бабаджан) ✒ смотреть план занятия
  6. «Веселые прятки» (муз. В. Петровой, авторы игры Н. Кругляк и В. Петрова)
  7. «Веселые гуси» (рус. нар. мел. (Н. Комиссарова и В. Петрова))
  8. «Кукла шагает и бегает» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского) ✒ смотреть план занятия

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Слушание музыки

  1. С. Альхимович. «Калыханка»
  2. «Калыханка» (муз. Я. Цікоцкага, сл. У. Луцэвiч) ➥ слушать
  3. А. Руббах. «Воробей» ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  4. М. Раухвергер. «Автомобиль» ➥ слушать
  5. Г. Фрид. «Мячик» ➥ слушать
  6. С. Майкапар. «Мотылек» ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  7. Е. Тиличеева. «Марш» ➥ слушать
  8. А. Гречанинов. «Верхом на лошадке» ➥ слушать
  9. А. Гречанинов. «Котик заболел» ➥ слушать
  10. А. Гречанинов. «Котик выздоровел» ➥ слушать
  11. А. Гречанинов. «Материнские ласки» ➥ слушать
  12. А. Гречанинов. «Скучный рассказ» ➥ слушать
  13. А. Гречанинов. «На гармошке» ➥ слушать
  14. А. Гречанинов. «Маленькая сказка» ➥ слушать
  15. В. Витлин. «Игра в домики»
  16. В. Витлин. «Медведи» ➥ слушать
  17. В. Герчик. «Дождик»
  18. Э. Денисов. «Пастушок» ➥ слушать
  19. Э. Денисов. «Осенью» ➥ слушать
  20. Э. Денисов. «Сказочка»
  21. Д. Кабалевский. «Ежик» ➥ слушать
  22. Д. Кабалевский. «Грустный дождик» ➥ слушать
  23. Д. Кабалевский. «Хромой козлик» ➥ слушать
  24. Д. Кабалевский. «Мальчик-замарашка»
  25. В. Ребиков. «Лягушка» ➥ слушать
  26. «Саука ды Грышка» (бел. нар. мел.) ➥ слушать
  27. «Перапёлачка» (бел. нар. мел.)

 

  1. «Цветики» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Божая кароўка» (бел. нар. мел. в обр. А. Ращинского)
  3. «Петушок» (рус. нар. мел.) ✒ смотреть план занятия
  4. «Сорока» (рус. нар. мел.) ✒ смотреть план занятия
  5. «Вось які мурлыка» (бел. нар. мел. в обр. Д. Каминского)
  6. «Водичка» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадова)
  7. «Осень» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадова) ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Чики-чики» (рус. нар. мел. в обр. Е. Тиличеевой) ♫ смотреть ноты ♫
  9. «Дудочка» (муз. В. Карасевой) ✒ смотреть план занятия
  10. «Бегаў зайка шэранькі» (бел. нар. мел. в обр. Г. Вагнера) ♫ смотреть ноты ♫
  11. «Птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой) ♫ смотреть ноты ♫
  12. «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой) ✒ смотреть план занятия
  13. «Петя, солнце разбуди!» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  14. «Будем мы хорошими» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  15. «Мамочка милая» (муз. и сл. Я. Жабко) ♫ смотреть ноты ♫
  16. «Пирожок» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой) ♫ смотреть ноты ♫
  17. «Есть у солнышка друзья» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой) ♫ смотреть ноты ♫
  18. «Петушок» (муз. В. Витлина) ♫ смотреть ноты ♫
  19. «Мотылек» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского) ✒ смотреть план занятия
  20. «Курочка» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Лешкевич) ✒ смотреть план занятия
  21. «Уточка» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Лешкевич)
  22. «Листья золотые» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
  23. «Маму поздравляют малыши» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  24. «Елка» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  25. «Воробей» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  26. «Мы садимся в самолет» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
  27. «Все запели песенку» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
  28. «Дед Мороз» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  29. «Мишка» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  30. «Жучок» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ♫ смотреть ноты ♫
  31. «Дед Мороз, тебя мы ждем» (сл. и муз. З. Качаевой) ♫ смотреть ноты ♫
  32. «Маме в день 8 Марта» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен) ♫ смотреть ноты ♫
  33. «Мамочка моя» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой) ♫ смотреть ноты ♫
  34. «Мы идем с флажками» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова)

Упражнения:

  1. «Марш» И. Кишко
  2. «Марш» Э. Парлова ➥ слушать
  3. «Бег» Е. Тиличеевой
  4. «Мячики» Т. Ломовой ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Поскачем» Т. Ломовой
  6. «Побегаем, попрыгаем» С. Соснина ➥ слушать
  7. «Сапожки скачут по дорожке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Медведь» А. Руббаха ➥ слушать
  9. «Воробей» А. Руббаха ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  10. «Лошадка» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  11. «Уточка идет» В. Герчик
  12. «Жабка прыгает» В. Герчик
  13. «Лошадка» В. Герчик ➥ слушать
  14. «Мышка бежит» В. Герчик ➥ слушать
  15. «Кошка» Т. Ломовой ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫

 

Хороводы:

  1. «Елочка» М. Красева ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Наш веселый хоровод» Н. Мурычева
  3. «Чудо-ёлка» (муз. и сл. Я. Жабко) ✒ смотреть план занятия
  4. «Елочная песня» Т. Попатенко ✒ смотреть план занятия

 

Пляски и танцы:

  1. «Игра с бубном» (нар. мелодия)
  2. «Гопачок» (в обр. М. Раухвергера) ✒ смотреть план занятия
  3. «Погремушки» (муз. М. Раухвергера) ✒ смотреть план занятия
  4. «Приглашение» (муз. В. Жубинской, сл. И. Плакиды) ✒ смотреть план занятия
  5. «Мишка с куклой пляшут полечку» (муз. и сл. М. Качурбиной) ♫ смотреть ноты ♫
  6. «Топ, топ, топоток» (муз. В. Жубинской, сл. И. Михайловой) ✒ смотреть план занятия
  7. «Пляска с погремушками» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской)
  8. «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской) ♫ смотреть ноты ♫
  9. «Танец с листочками» Г. Вихаревой
  10. «Прогулка с куклами» Т. Ломовой
 
 
  1. В огороде заинька» (рус. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Петушок» (рус. нар. мел.) 
  3. «Божая кароўка» (бел. нар. мел. в обр. А. Ращинского) ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Дождик» (муз. И. Кишко)
  5. «Петушок» (муз. В. Витлина) ♫ смотреть ноты ♫
  6. «Мотылек» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского) ✒ смотреть план занятия
  7. «Уточка» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Лешкевич)
  8. «Курочка» (муз. Т. Попатенко, сл. И. Лешкевич) ✒ смотреть план занятия

 

 

средняя

  1. Колыбельная «Дюймовочки» В. Каретникова ➥ слушать
  2. «Зiмовая калыханка» (муз. В. Сярых, сл. Я. Журбы) ♫ смотреть ноты ♫
  3. «Колыбельная» В.А. Моцарта ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ➥ слушать (Вар.3, гитара);
    ➥ слушать (Вар.4, оркестр); ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
  4. «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова ➥ слушать
  5. «Весело-грустно» Л. Бетховена ➥ слушать; ➤ смотреть видео; ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия 
  6. «Смелый наездник» Р. Шумана ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ♫ смотреть ноты ♫
  7. «Детская полька» М. Глинки ➥ слушать; ➤ смотреть видео; ✒ смотреть план занятия; ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Кукольный вальс» Э. Денисова ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ➤ смотреть видео; ♫ смотреть ноты ♫
  9. «Полька» Э. Денисова ➥ слушать
  10. «Танец куклы» Э. Денисова
  11. «Дождь и радуга» С. Прокофьева ➥ слушать ➤ смотреть видео
  12. «Марш» Е. Гнесиной ➥ слушать
  13. «Грустная мелодия» Е. Гнесиной ♫ смотреть ноты ♫
  14. «Вальс» А. Гречанинова ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ♫ смотреть ноты ♫
  15. «Марш» А. Гречанинова ➥ слушать
  16. «Колыбельная» А. Гречанинова ➥ слушать
  17. «Грустная история» Г. Свиридова ➥ слушать
  18. «Ласковая просьба» Г. Свиридова ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ♫ смотреть ноты ♫
  19. «Мама» П.И. Чайковского ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ➤ смотреть видео
  20. «Игра в лошадки» П.И. Чайковского ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ➤ смотреть видео
  21. «Королевский марш львов» К. Сен-Санса ➥ слушать; ➤ смотреть видео
  22. «Аквариум» К. Сен-Санса ➥ слушать; ➤ смотреть видео
  23. «Шарманка» Д. Шостаковича ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  24. «Вальс» Д. Шостаковича ➥ слушать
  25. «Полька-Янка» (бел. нар. мел.) ➥ слушать; ➤ смотреть видео; ♫ смотреть ноты ♫
  26. «Рэчанька» (бел. нар. мел.) ➥ слушать; ➤ смотреть видео; ♫ смотреть ноты ♫
  1. «Сорока» (рус. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
  2. «Лесенка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова) ✒ смотреть план занятия
  3. «Кукушечка», (муз. И. Кишко) ➥ слушать
  4. «Дождик» (муз. И. Кишко) ➥ слушать
  5. «Два кота» (пол. нар. мел.) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  6. «В огороде заинька» (муз. В. Карасева) ✒ смотреть план занятия
  7. «Зайка» (бел. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Веселятся все игрушки» (муз. В. Витлина) ✒ смотреть план занятия
  9. «Адмарозіў лапкі» (муз. С. Альхимович, сл. И. Муравейко) ♫ смотреть ноты ♫
  10. «Снежок» (муз. Ю. Слонова) ♫ смотреть ноты ♫
  11. «Мамочке любимой» (муз. Е. Гомоновой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  12. «Бабушка моя» (муз. Е. Гомоновой) ➥ слушать("-"); ♫ смотреть ноты ♫
  13. «Будет дождик или нет?» (муз. Е. Тиличеевой)
  14. «Паровоз» (муз. З. Компанейца) ✒ смотреть план занятия
  15. «Мы запели песенку» (муз. Р. Рустамова) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
 

Хороводы

  1. «Елочка» (муз. М. Красева, сл. З. Александрова) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ➥ слушать (Вар.3);
    ♫ смотреть ноты ♫
  2. «Мы на луг ходили» (муз. А. Филиппенко) ➥ слушать (Вар.1, "+"); ➥ слушать (Вар.2, "-"); 
    ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
  3. «Елочка» (муз. А. Филиппенко) ♫ смотреть ноты ♫

 

Упражнения:

  1. «Кто хочет побегать?» (лит. нар. мел. в обр. Л. Вишкарева) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  2. «Ходьба и бег» (лат. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  3. «Бегаем парами» (укр. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Бодрая ходьба» (муз. Л. Абелян)
  5. «Марш» (муз. Ж. Бизе из оперы «Кармен») ➥ слушать (Вар.1)
  6. «Весело шагаем» (муз. Ж. Бизе «Хор мальчиков из оперы «Кармен») ➥ слушать (Вар.1); 
    ➥ слушать (Вар.2)
  7. «Ветерок и ветер» (муз. Л. В. Бетховена «Лендлер») ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Как пошли наши подружки» (рус. нар. песня) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); ♫ смотреть ноты ♫
  9. «Завілі вяночкі»( бел. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  10. «Мішанька» (бел. нар. мел.)
  11. «Зайчик прыгает» (муз. В. Агафонникова «Маленький, беленький») ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  12. «Птички летают» (муз. Л. Банникова «Птички») ➥ слушать
  13. «Вези меня, лошадка!» (муз. Е. Рагульской, сл. В. Татаринова «Лошадка»)
  14. «Вот какой я петушок!» (муз. Е. Рагульской, сл. Г. Бойко «Петушок»)
 

Хороводы

  1. «Елочка» (муз. Е. Тиличеевой) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  2. «К детям елочка пришла» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  3. «Новогодний хоровод» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Елку нарядили» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Хоровод снежинок» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия
  6. «Березонька» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной) ➥ слушать
  7. «У всех Новый год» (муз. А. Филиппенко, сл. М. Ивенсен) ✒ смотреть план занятия
  8. «Танец около ели» (муз. Ю. Слонова, сл. И. Михайловой) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); 
    ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
 

Пляски и танцы

  1. «На полянке» (Б. Можжевелов, М. Красев)
  2. «Добрый зайчик» (А. Гречанинов.)
  3. «Дудочка»,(рус. нар. мел.)
  4. «Полянка» (рус. нар. мел.) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Неваляшки» (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой) ➥ слушать; ✒ смотреть план занятия; 
    ➤ смотреть видео (Вар.1); ➤ смотреть видео (Вар.2 "-")
  6. «Шуточный танец» А. Филиппенко
  7. «Отвернусь и повернусь» (рус. нар. мел.) ➥ слушать
  8. «Пляска с бубном» (укр. нар. песня «Ой, под вишенкою» в обр. А. Алябьева) ♫ смотреть ноты ♫
  1. «Андрей-воробей» ➤ смотреть видео; ✒ смотреть план занятия
  2. «Сорока-сорока» (рус. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
  3. «Юрачка» (бел. нар. мел.) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  4. «Верабейчык» (бел. нар. мел.) ♫ смотреть ноты ♫
  5. «Пирожок» (Е. Тиличеевой) ♫ смотреть ноты ♫
  6. «Дятлу весело, дятлу грустно» (муз. Г. Богино)
  7. «Дон-дон» (рус. нар. песня в обр. Р. Рустамова) ➥ слушать; ♫ смотреть ноты ♫
  8. «Осенний дождичек» (муз. Т. Захарьиной) ♫ смотреть ноты ♫; ✒ смотреть план занятия
  9. «Тень-тень» (рус. нар. песня в обр. Ю. Слонова) ➥ слушать (Вар.1); ➥ слушать (Вар.2); 
    ➥ слушать (Вар.3); ➥ слушать (Вар.4); ♫ смотреть ноты ♫
 
 
старшая
свернуть

Консультация  «Двигательная активность детей дошкольного возраста во время проведения прогулки»

 

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности. Например, зимой между деревьями и на веранде можно развешать надувные шары, снежинки и флажки разнообразной конфигурации; по краям дорожек протянуть яркие шнуры и ленты; снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Между деревьями на ярком шнуре можно повесить колокольчики, разноцветные игрушки, под которыми надо проходить осторожно, пригнувшись, чтобы они не зазвучали. А к глухой стене веранды прикрепить бубен. Если дотянуться до него рукой и ударить, то он зазвучит. На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Постройки на территории детского сада способствуют развитию интереса к разным видам движений. Можно сделать широкую дорогу для катания на санках сравнительно узкие длинные проходы между снежных валов (от веранды до конца участка и далее до веранды) с ответвлениями, одни из которых заканчиваются тупиком, а другие – каким-либо препятствием, которое необходимо преодолеть (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.) На расчищенной от снега центральной площадке можно сделать цветные дорожки разной конфигурации – извилистые, прямые, замкнутые. Обязательно нужны крупные снежные постройки. Около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от снеговика к снеговику и т. д. На участке должна быть снежная горка, с которой дети будут съезжать. Таким образом, дети на прогулке выполняют разнообразные движения: бегают, лазают, съезжают, подлезают, подтягиваются, бросают в цель, переносят груз (снег, льдинки).

         В зимнее время особое внимание уделяется зимним спортивным упражнениям (ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, с использованием разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т.д.), а также играм – эстафетам на санках и лыжах, играм с элементами хоккея.

Конечно, такая активная деятельность предусматривает удобную, легкую, не сковывающую движений одежду. Но нельзя ограничиваться лишь созданием условий для прогулки. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга. В зимнее время на прогулке проводятся и подвижные игры. Они активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (пожеланию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные
  • подвижные игры
  • спортивные игры (хоккей)
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения («катание на санках», «скольжение по ледяным дорожкам», «ходьба на лыжах»).

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им

 

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.

интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
  • их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
  • очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.

 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

  1. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
  • неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
  • несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
  • противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
  • обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
  • неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
  • обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

  • информация, поступившая от ребенка;
  • информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
  • информация, поступившая от работников учреждений образования;
  • информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
  • информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

  • незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
  • поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
  • незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

 

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» 

свернуть

Теоретические аспекты использования технологии визуализации в современном образовательном процессе учреждения дошкольного образования

Рекомендации по планированию образовательного процесса

Рекомендации по планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования

Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;

Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • Краткость плана, его компактность, гибкость;
  • Детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога;
  • Целенаправленность и конкретность образовательных задач;
  • Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом;
  • Согласованность плана с деятельностью учреждения;
  • Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы;
  • Преемственность, систематичность и последовательность;
  • Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей;
  • Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий;
  • Единство целевой установки и условий реализации;
  • Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям;

            В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:

- специально организованная деятельность;

- нерегламентированная деятельности воспитанников.

При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:

  • Физическая культура;
  • Ребенок и общество;
  • Элементарные математические представления;
  • Ребенок и природа;
  • Развитие речи и культура речевого общения;
  • Обучение грамоте;
  • Искусство.

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:

День недели, дата;

  1. Образовательная область и вид занятия, например «Искусство» (рисование);
  2. Тема занятия;
  3. Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  4. Источники планирования;
  5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

            В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника. Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная. Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнь детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.

Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.

            При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры, побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.

            При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование представления о бережном отношении к окружающим

предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.

            При реализации направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

            При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.

            При реализации направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.

Схема планирования

  1. Годовые задачи учреждения на учебный год;
  2. Источники планирования (учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные либо допущенные Министерства образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования)
  3. Список детей группы по подгруппам (подгруппы мобильные с учетом личностного развития каждого ребенка);
  4. Нерегламентированная деятельность (это игра и другие виды деятельности по темам недели, которые организовываются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве). Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная деятельность и планируются в соответствии с темой недели. Так, в нерегламентированной деятельности воспитанников, которая организовывается или возникает как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве с учетом возрастной группы планируем:

-игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие, интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

-общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.

-познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии,

моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

-трудовую деятельность (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);

-художественную деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).

  1. Специально организованная деятельность. Планируются регламентированные учебным планом учреждения формы организации образовательного процесса по образовательным областям;
  2. Сотрудничество с семьёй.

Формы взаимодействия с семьей

 Содержание Дата проведения Ответственный

  • Коллективные
  • Индивидуальные
  • Наглядно-
  • информационные
  • Информационно-
  • коммуникационные
  • (сайт, электронная почта и т.д.)

            Система планирования по реализации содержания учебной программы обеспечит разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования. Образовательный процесс на основе планирования необходимо осуществлять с учетом принципов гуманистической педагогики, приоритета самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированного стиля общения, обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, безопасности жизни. Право выбора заниматься той или иной деятельностью остается за ребенком.

 

свернуть

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя дошкольного образования к занятиям

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

— программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

— оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

— предварительную работу с детьми (если необходимо)

— ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их

размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают

предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин). Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни — 15 занятий продолжительностью не более 25 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

свернуть