ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИГРЫ С ВОДОЙ ЛЕТОМ

 

В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Игры с водой не только доставляют детям большое удовольствие, но и способствуют закаливанию организма, развитию познавательного интереса, исследовательской деятельности и снятию эмоциональной нагрузки. Посредством игр с водой дети изучают её свойства, обогащают свой игровой опыт и просто получают удовольствие. В самых укромных уголках, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой:

  • небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы;
  • бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.);
  • пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола);
  • разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
  • игрушки и приспособления для игры с водой;
  • природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
  • удочки-игрушки;
  • ложки, половники;
  • пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
  • стаканчики разного объема;
  • набор резиновых игрушек;
  • игра рыбалка;
  • ситечки, пинцеты, сачки;
  • водоплавающие свечи;
  • трубочки; губки; краски.

Игра «Рыбаки». Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличения. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка разных цветов. Предварительная работа. Перед прогулкой взрослый опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из металла или из пластика и снабженных металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры: Когда ребенок обнаружит в бассейне разноцветных рыбок, взрослый может предложить ему игру. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры взрослый может прочитать стихотворение:

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик — темный уголек,

И как льдинка тело,

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбешку жалко.

Далее по команде взрослый и ребенок ловят и складывают рыбок в ведерки. Побеждает тот, кто первым поймает всех рыбок «своего» цвета.

Игра «Необычная рыбалка». Цель: развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры). Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный). Предварительная работа. Взрослый опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры: Взрослый предлагает игру. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер.

Игра «Поймай букву». Цель: подготовка к обучению грамоте. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические буквы (А, О, У, И), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка с наклеенными на них буквами. Предварительная работа. Взрослый опускает в бассейн разноцветные буквы из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры: Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко буквы, такие же как та, что написана у него на ведерке.

Игра «Морские камешки». Цель — развитие зрительного восприятия. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра. Предварительная работа. Взрослый в воду опускает морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры: Взрослый показывает узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Ребенок вылавливает фигуры и продолжают узор.

Игра "Цветная вода". Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличия. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Ход игры. Вариант 1. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

Вариант 2. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры - организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию - предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: "Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку - ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль - течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо" и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

Игра "Смешиваем краски". Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличия. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Ход игры: Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игра "Кукольный обед". Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличия. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода. Оборудование: стаканчики, куклы, игрушки.

Ход игры: Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе… Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игра "Веселые кораблики". Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. Оборудование: вода, мини бассейн, разные предметы - лодочки, щепочки, кораблики;

Ход игры: Дети запускают в воду (мини бассейн) разные предметы - лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

Игра "Нырки". Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Оборудование: вода, таз или ванночка, игрушки.

Ход игры: Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра "Ловкие пальчики". Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: вода, таз или ванночка, губки разного цвета и формы.

Ход игры: Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

Игра "Бульбочки". Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, резиновые игрушки.

Ход игры: Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра "Тонет - не тонет". Цель: знакомство со свойствами воды и предметов. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы.

Ход игры: Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Игра "Морские сокровища". Цель: развитие внимания, координация движений. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы, пуговицы, ракушки.

Ход игры: Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Игра "Веселые зверята". Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды. Оборудование: вода, таз или ванночка, механические игрушки, предметы.

Ход игры: игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения. 

Игра "Достань ракушку" (камешек). Цель: развитие внимания, координация движений. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные камешки, ракушки.

Ход игры: На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь ребенку.

Игра "Поймай льдинку". Цель: развитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов. Оборудование: вода, таз или ванночка,   разноцветные льдинки.

Ход игры: Взрослый опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Ребенок сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? - Они растаяли, превратились в воду».

Игра "Теплый-холодный". Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный». Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки: рыбки. Утята.

Ход игры: Взрослый наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

Игра "Что как плавает". Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы, кораблик.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра "Капитаны": Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы.

Ход игры: Взрослый наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Ребенок повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П - П». Обращает внимание ребенка на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик  к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно. Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду.

Игра "Переливай-ка". Цель: дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом». Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы.

Ход игры: Взрослый зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу» (называет кто кому нальет).

Игра "Какой формы вода". Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут. Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.

Ход игры: Ребенок наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослому стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.  

Игра "Водопад". Цель: развитие мелкой моторики. Оборудование: любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.

Ход игры. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

свернуть

Лето, отдых… не время терять бдительность! Подстерегают кишечные инфекции!

Острые кишечные инфекции – эта группа заболеваний, которые объединяет локализация возбудителя в кишечнике. А возбудителем могут быть как вирусы, так и бактерии, чаще других знакомые те же ротавирусы, энтеровирусы, стафилококки, сальмонеллы и ряд других. Последние, в свою очередь, начинают активизироваться как раз в весенне-летний период и своего максимума достигают в августе-сентябре.
развернуть

 

В основном возбудители попадают в организм человека следующими путями:

- через пищу: продукты питания, которые не прошли достаточную обработку перед употреблением;

- через воду;

- при бытовом контакте: через различные предметы и грязные руки (ведущий путь передачи для детей раннего возраста).

Для острых кишечных инфекций характерна всеобщая восприимчивость, чаще всего болеют маленькие дети.

В городе Бресте и Брестском районе за 4 месяца 2022 года отмечается рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями: зарегистрировано 215 случаев против 27 за аналогичный период 2021 года. В 86,5% всех случаев приходится на ротавирусный энтерит.

Основные симптомы: боль в животе, слабость, вялость, головная боль, повышение температуры, отсутствие аппетита, тошнота, рвота, жидкий стул нередко с примесью слизи, гноя или крови. Инкубационный период может составлять от нескольких часов до 10 дней.

Как не заболеть острой кишечной инфекцией:

  • тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета, перед приготовлением пищи и перед едой;
  • продукты и блюда, которые перед едой не подвергают термической обработке, - салат, заливное, паштет, крем, желе, - покупать и готовить только в таком количестве, которое можно съесть за один раз. Заправлять салаты нужно непосредственно перед употреблением, хранить заправленные салаты нельзя. Если у Вас на следующий день остался суп, котлеты, тушеные овощи, перед подачей на стол их надо не только разогреть, но и прокипятить или прожарить;
  • яйца лучше есть сваренными вкрутую; если готовите из яиц какие-то блюда, то прежде чем разбить яйцо, его следует промыть под проточной водой, затем руки и нож, которым вы его разбивали, обязательно вымыть с мылом;
  • детские смеси должны готовиться на одно кормление, вскрытые баночки с соком использовать незамедлительно; соски, бутылочки, игрушки, предметы ухода необходимо кипятить.
  • из творога в жаркое время года лучше делать сырники, вареники;
  • дома необходимо иметь несколько разделочных досок, отдельно выделить доску для сырого мяса; закончив разделку сырых продуктов нужно обязательно вымыть с мылом и обдать кипятком доску и нож, тщательно вымыть руки;
  • молоко и другие скоропортящиеся продукты нужно покупать только в магазине, где есть условия для их хранения; если все же молоко куплено на рынке, то перед употреблением его нужно прокипятить;
  • при покупке скоропортящихся продуктов (молочные, мясные) контролируйте сроки хранения их – сроки хранения устанавливают с момента окончания технологического процесса, включая время на транспортировку продукта и его хранение на предприятиях торговли. На упаковке скоропортящихся продуктов указан срок окончания их хранения;
  • покупая продукты, особенно на рынке, попросите у продавца документы, удостоверяющие их качество и безопасность; если таких документов нет, то от покупки лучше воздержаться;
  • не покупайте продукты питания в не установленных местах;
  • в поход или в дорогу берите только такие продукты, которые не испортятся в течение 2-3 дней: сыр, печенье, конфеты, консервы, копченую колбасу. Если Вы берете овощи и фрукты, то дома их необходимо тщательно вымыть, т.к. в дороге у вас вряд ли будут для этого условия;
  • необходимо постоянно поддерживать чистоту в квартирах, подъездах, на игровых площадках и приусадебных участках; своевременно выносить в установленные места бытовые отходы, вести борьбу с мухами и тараканами, т.к. они являются переносчиками инфекций;
  • не купайтесь в водоемах, где купание запрещено из-за загрязнения воды.

Но если вы все-таки заболели, то не надо заниматься самолечением – обращайтесь к врачу.

Источник: Сайт ГУ "Брестский зональный центр гигиены и эпидемиологии" 

свернуть