СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ
Какие вопросы могут задать дети о людях с инвалидностью и как на них ответить правильно
Нужно ли и как говорить с детьми о детях и людях с инвалидностью
В нашей стране более 500 тысяч человек – инвалиды. Это около 6% от всего населения. Работать могут те, кому врачи выдали соответствующее заключение. Сегодня инвалидов трудоспособного возраста 118 тысяч. Работают почти 68 тысяч человек, согласно официальной статистике.
По данным на 31 декабря 2021 года в Республике Беларусь проживает 1861 тыс.детей в возрасте до 18 лет. Однако, детей с инвалидностью почти не видно на детских площадках. И даже в школах, называющихся инклюзивными, их не так много, как должно быть с учетом статистики. И все-таки к встречам с ровесниками, выглядящими не как они, дети должны быть подготовлены правильно.
Лучший способ научить — показать на собственном примере ваше отношение к людям, которым не повезло со здоровьем.
Важно следить за своими реакциями, потому как дети их моментально считывают, даже если вы потом пытаетесь исправить ситуацию.
Не шарахайтесь от людей с особыми потребностями, не говорите ребенку «не смотри» или «пойдем быстрее». Напротив, будьте внутренне готовы оказать посильную помощь — придержать человеку дверь, перевести через дорогу, подать выпавшую из рук вещь…
Будьте готовы ответить на вопросы детей, почему некоторые люди ходят, двигаются, смотрят или говорят не так как они сами.
Иногда даже не обязательно ждать, когда ребенок задаст вопрос. Возьмите инициативу на себя, заметив любопытство вашего ребенка. Можете так и начать разговор: «Я заметил, что ты смотришь на девочку в большой коляске. Эта коляска называется инвалидным креслом, оно помогает девочке передвигаться, так как сама она не может — у нее, скорее всего, не «работают» ножки. Так бывает с людьми по многим причинам…».
Дальше, в зависимости от ситуации расскажите, какие причины могут привести к инвалидному креслу или потере зрения, слуха и так далее. Но только если ребенок действительно готов слушать!!! Возможно, в данный момент он не настроен говорить с вами о другом «странном» ребенке, он услышал первичную информацию и удовлетворился ею. Не продолжайте. Возможно, вечером, ребенок сам вспомнит девочку в коляске и спросит что-то еще о ней.
Не нужно проявлять преувеличенной жалости к незнакомому человеку или каким-то образом демонстрировать, что вам эта тема неприятна.
Избегайте излишней эмоциональности, чтобы не передать искаженные установки детям.
Да, к сожалению, не все люди умеют одинаково хорошо ходить или видеть, или слышать, или понимать. Здоровье ограничивает их тело в определенных действиях и способностях, но в остальном люди с инвалидностью такие же отличные ребята, как и мы с тобой. Общаться с ними можно и нужно.
Момент общения очень важен. Если в вашем кругу есть люди с инвалидностью, приветствуйте семейное общение с ними. И, кстати, пусть ребенок задает им вопросы о них самих, напрасно вы думаете, что вопросы детей могут выглядеть бестактными или обидными. Детьми движет обычное любопытство, желание понять, а не обидеть. Вопросы — гораздо лучше, чем избегающие взгляды.
Рекомендации психолога семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды:
- Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить.
- Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. - Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей.
- Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
- Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом. - Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
- Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. - Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания.
В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты. - Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком — инвалидом на людях.
- Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления.
Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. - Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».
Рекомендации психолога: «Модель поведения родителей для адекватного развития и формирования личности ребенка-инвалида»
Роль семьи огромна в процессе становления личности ребенка для максимального развития, сглаживания негативного влияния заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).
В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности.
Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку.
Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям.
Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее.
Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности.
Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми.
Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.
Задача родителей и специалистов состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности ребенка-инвалида.
Правила этикета при общении с человеком с нарушением слуха:
Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок.
Если вы не знаете, какой способ в общении предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого!!! Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».
— разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
— для общения с человеком с нарушением слуха необходимо найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;
— расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света и т.д.);
— убедиться, что собеседник смотрит на вас;
— общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ;
— говорить нужно спокойно, четко, ясно и ровно; не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
— выражаться конкретно и ясно, вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным;
— при использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;
— если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь.
— чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
— если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
— убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
— если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
— если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.
— очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
— не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются
— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»
— при построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».
Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.
Правила этикета при обращению к инвалиду с нарушениями зрения:
— следует обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;
— подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом;
— при возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать.
— если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно));
— при встрече представиться первым.
— чтобы незрячий человек понял, что голос обращен к нему, тронуть его за руку и уже после этого говорить;
— предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку;
— предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет.
Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет;
— осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой;
— следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;
— не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;
— не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;
— при необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию.
Специальные рекомендации по сопровождению незрячих и слабовидящих людей на улице:
Общие рекомендации психолога по межличностному взаимодействию с инвалидом по зрению
1.Ни в коем случае не позволяйте себе опаздывать на встречу с человеком, которого будете сопровождать.
Придите на 10 минут раньше.
2.При встрече с незрячим человеком всегда называйте себя, а при общении представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.
3.Если Вы пришли к незрячему человеку домой, чтобы сопроводить его куда-либо, мы не рекомендуем заходить в квартиру, а тем более проходить в комнату — лучше ожидать на лестничной площадке или на улице, сообщив предварительно о том, что Вы пришли.
Вам знакома ситуация, когда Вы продолжительное время не могли найти в собственной квартире каких-либо мелочей: ключей, очков, кошелька и т.п. Наверняка, Вы начинали вспоминать, кто в последнее время был у Вас из посторонних.
Незрячие из-за отсутствия зрения чаще могут сталкиваться с такими проблемами, поэтому лучше не искушать судьбу и не искать неприятностей.
4.Избегайте употребления термина «слепой», «калека» «больной» — это многих обижает, лучше использовать термин «незрячий».
5.Не стесняйтесь задавать вопросы и выяснять необходимую Вам информацию, которая облегчит инклюзивное взаимодействие и будет способствовать Вашей работе.
6.Вполне нормально употреблять выражение «смотреть».
Для незрячего человека это допустимо во всех случаях и никак его не обижает.
7.Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами — не забывайте, что привычный жест «там…» незрячий человек не поймет.
8.Если незрячему необходимо взять какой-либо предмет, не следует тянуть его руку к предмету.
Подайте его сами, вложив в ладонь.
9.Перед тем как прочитать информацию незрячему человеку, сначала предупредите его об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не попросят.
10.Если незрячему необходимо поставить свою подпись, вложите ручку ему в руку, а затем поставьте его руку так, чтобы стержень ручки находился в начале строки для подписи.
Правила сопровождения и оказания помощи инвалиду по зрению
1.Ориентировку в пространстве и самостоятельное передвижение незрячих серьезно осложняют сильный ветер и осадки, нерасчищенный снег, громкие и продолжительные звуки (работа двигателей, играющие дети и т.д.). Поэтому, если Вы видите незрячего, идущего в одном с Вами направлении, предложите свою помощь. Также для незрячего особенно важна помощь при переходе через дорогу.
2.Зрячему сначала следует спросить незрячего, нужна ли его помощь и, получив положительный ответ, помочь. Если Ваше любезное предложение будет отклонено, не сердитесь, не раздражайтесь и помните, что есть незрячие, которые чужой помощи предпочитают самостоятельность.
3.Не следует голосом на расстоянии «регулировать» движения незрячего. Если это неизбежно и слепому грозит опасность, следует не только ясно и точно сказать незрячему, что надо сделать, но и проинформировать его о причине (например, остановитесь, впереди яма).
4.Если Вы сопровождаете незрячего, спросите, с какой стороны ему удобнее идти. Предпочтения у разных людей могут быть различными, однако общие правила рекомендуют, чтобы сопровождающий шел справа, то есть по той стороне, где встречается больше препятствий (зеленые насаждения, столбы, ларьки и т.п.).
5.При передвижении незрячий слегка берет сопровождающего под руку и идет, отставая на полшага. В таком положении незрячий по Вашим движениям может получать информацию о характере дороги (подъемах, спусках и т.п.). Однако о сложных препятствиях (крутой лестнице, луже, которую надо перешагнуть и т.п.) лучше специально предупредить. Когда не сопровождаемый держится за Вашу руку, а, наоборот, Вы берете его под руку, в процессе передвижения возникает неудобное для незрячего положение, в котором он должен идти чуть-чуть впереди Вас, а Вы непроизвольно его подталкиваете.
6.Перед спуском или подъемом по лестнице спросите незрячего, как ему удобнее идти под руку или держась за перила.
7.Когда идете со слепым и несете чемодан, портфель и т.п., по возможности не несите их в той руке, за которую он держится (иначе ноша будет бить его по ногам).
8.Не оставляйте незрячего одного на проезжей части улицы, на открытом крыльце или в дверях, проведите его в безопасное место.
9.По возможности информируйте незрячих об изменениях в окружающей среде (перестановках мебели, дорожных работах, перекрытии движения по улице и т.д.).
10.Если Вы заметили незрячего человека на остановке, предложите ему свою помощь. Когда подойдет нужный транспорт, достаточно довести слепого до двери и при возможности указать поручень, положив на него его руку. Дальше незрячий справится сам.
11.Если Вы по каким-либо причинам не можете продолжать ждать (например, Вам нужно уехать на подошедшем транспорте), обязательно проинформируйте об этом незрячего, иначе он будет продолжать ждать Вашей помощи. При этом не стоит испытывать неловкости.
12.Если инвалид по зрению передвигается при помощи собаки-проводника, следите за тем, чтобы эту собаку никто не дразнил и не приставал к ней. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-проводником. Собака в шлейке с опознавательным знаком «собака-проводник слепого» исполняет свои обязанности: если вы будете отвлекать ее, то тем самым помешаете ее хозяину.
13.Предупреждайте незрячего о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
14.При выходе из транспортного средства не пытаетесь поддержать слепого сзади, лучше выйдите первым и подайте руку. Никогда не забирайте, не сжимайте белую трость.
15.В общественных местах или в транспорте не пытайтесь во что бы то ни стало усадить незрячего, прежде спросите, желает ли он этого.
16.Действия, которые вы собираетесь предпринять, нуждаются в озвучивании. Говорить вслух надо почти все, даже если ты хочешь дотронуться до человека и пожать ему руку. Надо иметь в виду, что в шумных помещениях способность незрячих людей ориентироваться на слух утрачивается. Также большие сложности возникают в незнакомом помещении. Простая просьба «присаживайтесь» невыполнима, если вы не скажете человеку, где относительно него находится кресло.
17.Чтобы помочь незрячему сесть, надо показать ему, где находится сидение. Для этого достаточно положить руку слепого на спинку стула или сиденья.
18.Обслуживая инвалида по зрению за столом, не давайте ему столовые приборы в руки, не кладите их в его тарелку, просто сообщите незрячему, где находятся столовые принадлежности. Он после этого все найдет сам.
19.Надо всегда информировать незрячего, что из еды находится на столе, чтобы он мог выбрать по своему вкусу.
20.Если незрячий курит, предложите ему, по возможности, отдельную пепельницу.
21.Если знакомите незрячего с каким-либо предметом, не водите с силой его руками по поверхности, а слегка направьте руку на предмет, дайте незрячему самому его потрогать. При этом Вы можете заострить внимание незрячего на интересных с Вашей точки зрения деталях.
22.Главное в общении с незрячими — это разговаривать на равных, ничем не выделять отсутствие зрения и быть искренним!
Правила взаимодействия с инвалидом по зрению
Из чего складывается ваше первое впечатление о человеке, с которым вы только что познакомились?
60 – 70% межличностных коммуникаций : слова, внешний вид, манера поведения, мимика, жест – всей этой информации о собеседнике лишается незрячий человек в процессе общения, что отражается на его внешнем поведении — из-за отсутствия обратной связи мимика и жестикуляция незрячих часто бывают обедненными и даже неадекватными, что может затруднять их восприятие окружающими.
1.Во взаимоотношениях зрячего и слепого нельзя брать за исходный момент слепоту. Здесь действует, прежде всего, комплекс общечеловеческих качеств: характер, эрудиция, внешность, а затем уже учитывается физический дефект. Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком, знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет в одном мире с Вами с теми же чувствами, мыслями, заботами.
2.Не стоит делать преждевременных выводов (ни положительных, ни отрицательных) о личностных качествах слепого человека на основании предыдущего опыта общения с другими слепыми, ведь незрячие люди отличаются друг от друга ничуть не меньше чем зрячие.
3.Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, не спешите высказать свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу.
4.При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему.
5.Не забывайте, что незрячий человек не видит обращенных к нему взглядов и жестов. Поэтому, желая начать разговор с незрячим, ему необходимо дать понять (словами или легким прикосновением), что Вы обращаетесь именно к нему, обращенного к собеседнику взгляда в данном случае недостаточно (разумеется, речь не идет об очевидных ситуациях, например, когда вы находитесь в помещении только вдвоем с незрячим).
6.Поскольку многие слова и выражения, связанные со зрением, часто употребляются в значительно более широком смысле (например, «увидим» часто обозначает «Узнаем» и т.п.), незрячие так же активно используют их. В разговоре со слепыми пользуйтесь обычной (традиционной для зрячих) лексикой, не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».
7.Помните, что слепота для многих незрячих является болезненной темой, многие из них не любят рассказывать о ее причинах, своих переживаниях по этому поводу и т.п. Поэтому постарайтесь не проявлять излишнего любопытства, а если все же решили расспросить незрячего о его слепоте, делайте это тактично и будьте готовы к его отказу от обсуждения этой темы.
8.Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений друг с другом только с помощью мимики и жестов. Незрячий замечает это и чувствует себя исключенным из общения.
9.В шумном помещении не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что Вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. А затем, обнаружив, что Вас нет, почувствует себя неловко. И соответственно предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что Вы еще отсутствуете.
10.Если оставляете незрячего одного в каком-либо помещении при включенном свете, не принимайте решения сами, узнайте у незрячего, оставить свет включенным или выключить его.
11.При встрече со слепым не гадайте и не спрашивайте его, узнает ли он Вас, лучше после приветствия сразу представиться.
12.Незрячим легче ориентироваться в знакомом помещении и находить необходимые предметы, если вещи находятся на отведенных им местах. Незрячий не имеет возможности быстро получить общую картину помещения, как это делают зрячие, окидывая комнату взглядом. Поэтому, чтобы обнаружить какой-либо переставленный с привычного места предмет, ему придется последовательно обследовать помещение.
13.Помните, что специфичные трудности испытывают не только совершенно слепые, но и слабовидящие — люди, имеющие глубокие нарушения зрения, но не утратившие его полностью. Поэтому не удивляйтесь (а тем более не обижайтесь), если мимо, не поздоровавшись с Вами, прошел Ваш слабовидящий знакомый. Даже, если он посмотрел в Вашу сторону, совершенно не означает, что он Вас узнал.
Важно:
- Не поддавайтесь первому впечатлению, если вдруг ваш незрячий партнер по общению выглядит немного странно. Просто он мог никогда воочию не наблюдать за общением людей: не видел, какие жесты они используют, как двигаются и во что они одеты.
- Не заостряйте внимание на внешних характеристиках, и тогда, возможно, вы поймете, что общаетесь с интересным человеком, у которого есть свои увлечения, семья и работа.
Невербальные элементы, используемые незрячими в качестве источника информации о собеседнике: голосовые и речевые характеристики (громкость, темп, интонации и др.)
Например, эмоциональное состояние партнера незрячие обычно оценивают по голосу, на слух воспринимаются походка и общий стиль движений человека.
Таковы некоторые особенности общения с людьми, имеющими нарушения зрения. При этом нужно обязательно помнить, что незрячий человек ничем не отличается от остальных, у него лишь плохое зрение, но это не значит, что общение невозможно.
Правила общения с инвалидом по зрению
1.При сопровождении инвалида по зрению категорически запрещается держать его за руку или локоть! По технике безопасности и правилам приличия незрячий держится за локоть или плечо сопровождающего с правой стороны.
2.Касаться белой трости категорически запрещено! Это всё равно, что взять зрячего за глаз.
3.При спуске или подъёме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.
4.Опишите коротко, где вы находитесь. Например, « В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках, порогах и т. п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
5.Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он тотально слепой, а не к его зрячему сопровождающему.
6.Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте называть по имени того, к кому обращаетесь. Если передаёте слово незрячему собеседнику, назовите его вслух, кивать головой бесполезно, т. к. человек этого не увидит.
7.Называйте себя и других собеседников, присутствующих при встрече. Если хотите пожать руку, сначала скажите об этом.
8.Если Вы ненадолго отлучаетесь, предупредите об этом собеседника, не заставляйте его говорить в пустоту.
9.Нормально использовать слова «смотри», «видишь». Незрячие люди используют эти слова постоянно.
10.Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно сначала прочитайте его вслух. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
11.Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Не сокращайте текст, если Вас об этом не просят.
12.Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, аудиофайл.
Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, предложите её в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего. Возможно, человек сам найдёт способ ознакомиться с текстом.
13.Не стоит переводить тему, если разговор зашел о том, что, на первый взгляд, инвалидам недоступно. Например, путешествия, покупка модных вещей. Это ложное суждение! Все мы люди. Кстати, не бойтесь шутить, смех полезен!
14.Не извиняйтесь, если случайно сказали: «Увидимся». Когда передаете предмет, не нужно говорить: «Пощупай» и делать акцент на тактильном восприятии, скажите: «Посмотри». Дело в том, что для людей, не имеющих зрения, это означает «осязать, видеть руками».
15.Настроиться на понимание внутреннего состояния ослепшего.
а) ни в коем случае не затевать споры по поводу того, что Вы лучше знаете, как помочь незрячему;
б) словами, прикосновениями, действиями и поступками выражать свое понимание ситуации и желание помочь незрячему;
в) по поводу реакции на оплошности движения ослепшего использовать выражения только позитивной критики типа «Солдатом не рождаются, солдатами становятся», «Чтобы сделать дело, надо его начать», «Первую песенку зардевшись спеть» и т. д.
16.Снимать незначительную агрессию ослепшего:
а) выражением понимания чувств незрячего «Я понимаю, что тебе сейчас обидно (больно, стыдно и т.д.)»;
б)позитивным обозначением поведения: «Ты нервничаешь, потому что ты устал(обиделся, расстроился и т.д.)»;
в)использованием простейших техник для снятия внутреннего напряжения (попить воды, подышать, посчитать, на несколько секунд затаить дыхание и т.п).
17.Акцентировать внимание на поведении ослепшего, а не на его личности.
а) негативная оценка личности незрячего, а не его поступков-одна из наиболее распространенных причин перехода разовых агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение.
б) для закрепления агрессивного поведения у ослепшего есть одна главная причина – НЕРЕАБИЛИТИРОВАННОСТЬ (НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К ЖИЗНИ) человека после потери зрения.
18.Контролировать собственные негативные эмоции и формировать у себя навыки:
— не подкреплять агрессивное поведение ни недавно ослепшего, ни свое;
— демонстрировать положительный пример в обращении со встречной агрессией;
— целенаправленно сохранять партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
19.Максимально ослаблять напряженную ситуацию.
Чтобы ослабить ситуацию напряжения, необходимо сознательно ИСКЛЮЧИТЬ из общения с недавно ослепшим следующее:
— повышение тона голоса;
-демонстрацию своей власти над незрячим;
— разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки над поведением ослепшего;
-активное настаивание на своей правоте, команды, жесткие требования, давление;
— втягивание в конфликт окружающих для поддержки своих позиций;
— нотации, проповеди;
— сравнения с другими.
Основные отличительные особенности по работе с инвалидами по зрению
В чем разница между слепыми и слабовидящими?
По установленной в РБ классификации принято считать, что:
- Слепые (незрячие) – люди с остротой зрения, от 0 (0%) до 0.04 (4%) включительно с коррекцией на лучше видящем глазу;
- Слабовидящие — острота зрения от 0.05 (5%) до 0.4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
- Люди с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой — острота зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:
- Абсолютно или тотально слепых;
- Частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.
Технические средства реабилитации слепых и слабовидящих:
— белая трость;
— телефон и компьютер со специальным программным обеспечением;
— лупы;
— линзы;
— очки.
Как понять, что перед Вами слепой или слабовидящий?
Возможны следующие варианты:
— Человек передвигается, используя белую трость;
— Человек держится за сопровождающего;
— Человек в темных очках или в очках с крупными линзами;
— Человек передвигается с собакой-проводником.
Важно!
При первой встрече со слепым и слабовидящим, стоит:
— Поздороваться;
— Представиться;
— Телесный контакт при обращении — прикоснитесь рукой в зоне от локтя до плеча
Важно понять, что отсутствие зрения — это не порок, это незаразно. Они активные, они занимаются спортом, учатся, работают, дружат, любят — и хотят быть нужными обществу.
Правила общения с людьми, испытывающие трудности при передвижении (с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
1.Подойдите к человеку, испытывающему трудности при передвижении, расположитесь лицом к лицу с ним, представьтесь.
2.По возможности, постарайтесь, чтобы при общении ваши глаза находились примерно на одном уровне.
3.Прежде чем помогать, спросите, нужна ли ваша помощь. Если нужна, то узнайте, какая и как ее оказать. Следуйте полученным инструкциям.
4.Инвалидная коляска – неприкосновенное, личное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не передвигайте, не кладите на нее вещи без разрешения — любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.); не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью.
5.До перемещения (например, подъем по лестнице), спросите у пациента, есть ли у него спастика (при приступе, он может выпасть из кресла).
6.Начиная перемещать инвалидную коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения;
7.Передвигая коляску держите ее за ручки сзади. Нельзя брать инвалидную коляску за поручни или подножки.
8.Препятствия преодолеваются под прямым углом, передней частью инвалидной колоски. Спуск с высоких бордюров осуществляется задней частью коляски.
9.По лестнице инвалидную коляску рекомендуется поднимать спиной, немного наклонив назад, чтобы обеспечить безопасное нахождение в ней пациента.
10.Спускать коляску рекомендуется передом, также наклонив назад, обеспечивая безопасность. При этом, спуск и подъем по лестнице должны страховать как минимум два сопровождающих.
11.Направляя куда-либо пациента в инвалидной коляске, убедитесь в отсутствии барьеров на пути его следования (лестницы, пороги, неровная поверхность пола, скаты, ширина дверей, наличие и работа лифтов). Если препятствия есть, предупредите пациента об этом, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут или сопроводите лично.
12.Необходимо всегда убеждаться в доступности мест, где запланированы мероприятия, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить; при организации мероприятий (обедов, кофе-пауз и т.д.) с участием людей в инвалидных колясках исключить возможность употребления еды и напитков другими участниками стоя (возле стоек, высоких столиков и т.д.) Для удобства общения при приемах пищи (чтобы лица присутствующих оказались на одном уровне) необходимо гарантировать наличие стульев, скамеек, лавок и т.д.;
13.При выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные.
14.Здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.
15.Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
16.Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
17.Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
18.Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
19.Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
20.Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.
Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т. п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
Правила этикета при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи:
— Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их — в ваших интересах.
— Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.
— Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.
— Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.
— Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
— Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
— Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью.
— Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.
— Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать.
— Если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими когнитивные (интеллектуальные) нарушения:
— при взаимодействии с человеком с когнитивными (интеллектуальными) нарушениями необходимо смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику;
— следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания.
— при разговоре в присутствии человека с интеллектуальными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения и т.д.);
— если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь;
— использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз;
— следует помнить, что люди с нарушениями интеллектуального развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы;
— начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам;
— в случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время;
— в разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него;
— говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:
Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.
— Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
— Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
— Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
— Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.
— Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.
— Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.
Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения:
Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с инвалидностью с различными нарушениями
Ситуационная помощь инвалидам
В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796, в государственном учреждении дошкольного образования «Детский сад № 27 г. Бреста» при необходимости оказывается ситуационная помощь инвалидам.
Инвалиду, сопровождающему его лицу, при необходимости посещения здания государственного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 27 г. Бреста» (г. Брест, ул. Карбышева, д. 110), с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения по номеру телефона 8 (0162) 43-15-08.
Кирпиченко Ольга Михайловна, заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 27 г. Бреста».
Новик Ирина Ивановна, педагог-психолог государственного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 27 г. Бреста».
При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи.
ПОРЯДОК оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий Государственного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 27 г. Бреста»
ПОРЯДОК
оказания ситуационной помощи инвалидам
различных категорий
Государственного учреждения дошкольного образования «Детский сад № 27 г. Бреста»
- I. Общие положения
Для обеспечения доступа инвалидам и лицам с ограниченными возможностями (далее – инвалиды) к помещениям учреждения образования наравне с другими лицами, необходима разработка алгоритма оказания ситуационной помощи (далее – данной категории лиц, в зависимости от вида и степени выраженности имеющихся у них нарушенных функций организма.
Оказание ситуационной помощи, наряду с обеспечением доступной среды, использованием ассистивных устройств и приспособлений, альтернативных форм предоставления услуг (дистанционно, на дому и т.п.), является одним из мероприятий по адаптации объектов и услуг, с учетом особых потребностей инвалидов, что в меньшей степени ведет к изоляции инвалидов, и в большей степени обеспечивает равенство их прав и равное участие в различных сферах жизни общества.
- II.Используемые понятия
адаптация – приспособление среды жизнедеятельности (среды обитания) с учетом особых потребностей инвалидов, включая обеспечение доступности, безопасности, комфортности и информативности среды жизнедеятельности посредством технических и организационных решений;
ассистивные устройства и приспособления – устройства, приспособления и программы, в том числе технические средства социальной реабилитации (кресла-коляски, трости, костыли, ходунки и т.д.), позволяющие инвалидам улучшить и(или) компенсировать реализацию определенных функций (зрения, слуха, передвижения, общения и т.п.) и тем самым расширить возможности самостоятельного проживания и участия в жизни общества;
безбарьерная среда жизнедеятельности (среда обитания безбарьерная) – среда обитания, в том числе в зданиях и сооружениях, приспособленная к возможностям инвалидов и создающая условия для их самостоятельной (без постоянной помощи практически здоровых людей) деятельности;
доступность объектов и услуг – наличие необходимых условий для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа в общественные места, здания и сооружения с целью реализации их прав, получения необходимых услуг и осуществления повседневной жизнедеятельности;
жестовый язык – язык, на котором осуществляется коммуникация лиц с выраженным нарушением или утратой слуха и (или) речи посредством переводчика жестового языка или напрямую с лицами им владеющими;
инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами;
ситуационная помощь – помощь, оказываемая инвалиду персоналом организации, оказывающей услуги, в целях преодоления барьеров, препятствующих ему посещать объекты и получать необходимые услуги наравне с другими гражданами;
услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;
ясный язык – язык, доступный людям, испытывающим трудности в чтении и (или) понимании текста, предполагающий, как правило, использование упрощенной структуры высказываний, наиболее часто встречающихся общеупотребительных слов без специальной лексики, иностранных заимствований и слов в переносном значении, а также специальных приемов (расположение текста на странице, размер и иные особенности шрифта и др.).
III. Основные требования к оказанию помощи и порядок оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.
- В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в здание и помещения учреждения образования инвалидов, на входе в учреждение размещены информационные знаки с телефоном или кнопка для вызова дежурного специалиста.
- Приказом руководителя назначаются работники учреждения, ответственные за оказание ситуационной помощи инвалидам.
- На официальном сайте учреждения и(или) мобильном приложении размещается информация о необходимости предварительного сообщения о посещении объекта инвалидом, сопровождающем его лице, характере и объеме требуемой ситуационной помощи.
- При нахождении инвалида в помещениях учреждения ему оказывается ситуационная помощь:
1) при входе и выходе из здания;
2) при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы;
- Действия сотрудника, обеспечивающего пропускной режим в учреждении, при оказании ситуационной помощи инвалиду:
1
2) оказывает помощь при входе в здание учреждения;
3) уточняет, в какой помощи нуждается инвалид, цель посещения учреждения;
4) сообщает ответственному специалисту (дежурному администратору) о посещении учреждения инвалидом с ограничением передвижения, нарушением зрения, слуха. До прибытия ответственного специалиста сотрудник, обеспечивающий пропускной режим, направляет инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания и обеспечивает его сопровождение до места ожидания следующими методами:
а) инвалиду с нарушением слуха ладонью указывается на стул в зоне ожидания (приглашающий жест) и предлагается на него сесть;
б) инвалиду с нарушением зрения сначала дается возможность сориентироваться в пространстве. Необходимо прикоснуться к его плечу или руке, предложить пройти к месту ожидания, сопровождая движение или поддержкой инвалида за локоть/руку, или направлять его словами (немного левее, правее);
5) оказывает помощь при выходе из здания учреждения.
- Действия ответственного специалиста (администратора) при оказании ситуационной помощи инвалиду:
1) при встрече с инвалидом ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин. В зависимости от физических особенностей человека, личный прием осуществляется в кабинете первого этажа (при сложностях с передвижением), или в кабинете руководителя учреждения;
2) в случае препровождения инвалида или маломобильного гражданина в личный кабинет, ответственный специалист должен соблюдать следующие нормы:
Общие этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью.
1.Оказание помощи должно проводиться только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом при посещении учреждения.
2.Осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после согласия инвалида. Обеспечение речевого сопровождения выполняемых действий.
3.Оказание помощи не должно причинить вред, не должно навязываться. При оказании помощи необходимо соблюдать нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия.
При взаимодействии с инвалидами и должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства.
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
- IV. Особые потребности при посещении учреждения лиц с инвалидностью,в зависимости от нарушенных функций организма.
С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:
-лица с двигательными нарушениями
-лица с нарушением зрения
-лица с нарушением слуха
-лица с нарушением речи
-лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.
- Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы, сопровождающиеся нарушениями статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений и др.) и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями (ролятор), использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.
Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания
помощь при передвижении по зданию
помощь при самообслуживании
При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:
Любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) – это собственность и элемент личного пространства человека; не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью.
Необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям.
Если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения.
Необходимо всегда убеждаться в доступности мест, куда запланировано посещение, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
Если существуют архитектурные барьеры (например, лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут.
Если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно).
При выполнении обычных действий по самообслуживанию, люди с нарушениями функций верхних конечностей, как правило, используют имеющиеся (сохранные) возможности верхних конечностей либо их культей, протезов, а также пользуются специальными техническими средствами, насадками и пр.; при отсутствии рук или значительно выраженном нарушении их функций нередко приспосабливаются выполнять обычные для верхних конечностей функции нижними конечностями, ртом. Важно при взаимодействии с человеком с инвалидностью в таких случаях, не смущаясь, воспринимать эти действия как естественные.
Здороваясь, знакомясь с человеком с поражением верхних конечностей приемлемо пожать руку, воспользовавшись его сохранной рукой (правой или левой) либо действующим протезом.
- Лица с нарушением зрения наряду с лицами с нарушениями слухаотносятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;
Основные потребности лиц с нарушением зрения:
- помощь при входе в здание и выходе из здания;
- помощь при ориентации внутри здания;
- помощь при составлении письменных обращений (документов);
- помощь при самообслуживании.
При общении с людьми с нарушениями зрения следует помнить:
О необходимости обозначить факт обращения к незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь.
Подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при необходимости, уточнить не только имена, но и должности, намерения, цели обращения). При желании пожать руку, необходимо сказать об этом. Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом.
При возникновении проблемы в оказании помощи невидящему человеку, стоит спросить его о характере помощи и, не смущаясь, попросить подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи.
Если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно). При встрече представиться первым. Представляя человека с нарушением зрения (или зрения и слуха) человеку без указанных нарушений и наоборот, следует сориентировать его в сторону собеседника, назвать себя и других.
Предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку.
Предлагая незрячему человеку сесть, не нужно усаживать его, а направить руку на спинку стула или подлокотник. Не водить по поверхности его рукой, а дать возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть человека с нарушением зрения к предмету и брать его рукой этот предмет.
Осуществляя помощь, следует направлять человека, не стискивая его руку, идти в обычном темпе, не хватать человека с нарушением зрения и не «тащить» его за собой.
Следует описать кратко, где вы находитесь. Предупреждать о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
Не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищённо и уверенно.
Не следует перемещать мебель, документы и другие объекты, не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми.
При необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию.
Если это важный документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
Всегда необходимо обращаться непосредственно к незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону.
Когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к ним.
Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
При перемещении нужно предупредить собеседника.
При общении вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
При спуске или подъеме по ступенькам необходимо перемещать незрячего перпендикулярно к ним, передвигаясь, не делать рывков, резких движений.
Основные потребности лиц с нарушением слуха:
-помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости);
-помощь при ориентации внутри здания;
-помощь при составлении письменных обращений (документов).
Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина по территории и зданию учреждения.
Во время пребывания гражданина в учреждении сурдопереводчик знакомит с письменной информацией, расположенной в здании, оказывая услуги по сурдопереводу.
Учитывая отсутствие сурдопереводчика в учреждении и при условии, что сурдопереводчик не сопровождает лицо с нарушением слуха, сотрудники учреждения предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.
При общении с лицами с нарушениями слуха необходимо помнить:
Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».
Необходимости найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально.
Чтобы глухой или слабослышащий собеседник Вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.
Расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света, так как яркое солнце или тень могут быть помехами и т.д.).
Убедиться, что собеседник смотрит на Вас.
Общаясь, смотреть в глаза собеседника, так легче проводить считывание с губ.
Для привлечения внимания, необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины).
Вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным.
При использовании жестового языка или дактиля обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику.
Если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например, письменную речь.
- Лица с нарушением речи– это лица, имеющие речевые нарушения письменной и устной речи, проявляющиеся в отклонении от нормы, распаде уже сложившейся как письменной, так и устной речи, т.е. расстройствах голосообразования, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, лексических и грамматических нарушениях, трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения.
Основные потребности лиц с нарушением речи:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов).
При общении с лицами с нарушениями речи необходимо помнить:
- Нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить.
- Если у человека проблемы с речью, это необязательно означает, что он имеет нарушения слуха.
- Не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль.
- Не стоит пытаться ускорить разговор. Следует заранее отвести на разговор с человеком с затрудненной речью больше времени. Если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз.
- Необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
- Если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает о своих проблемах с речью.
- Если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.
- Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями– это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.
Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания.
помощь при ориентации внутри здания.
помощь при составлении письменных обращений (документов)
помощь при самообслуживании.
При общении с лицами, имеющими интеллектуальными нарушениями необходимо помнить:
О необходимости смотреть в лицо собеседнику, поддерживая визуальный контакт. Вместе с тем не следует настаивать на поддержании зрительного контакта, если это не комфортно собеседнику.
Следует проявить терпение, такт, внимательно относиться к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить как бы свысока, не говорить резко, даже если для этого имеются основания. При разговоре в присутствии человека с умственными нарушениями не допускать упоминания его в третьем лице, а также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в случаях, когда при их общении используется сложная лексика, профессиональные термины, длинные фразы, образные выражения и т.д.).
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, следует спокойно спросить его, чем ему помочь.
Использовать ясный язык, выражаться точно и по делу, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Говоря о задачах или проекте, рассказывать все «по шагам», давать собеседнику возможность осмыслить каждый шаг. Быть готовым повторить несколько раз.
Следует помнить, что люди с нарушениями умственного развития, сохранившие дееспособность, вправе сами делать осознанный выбор: принимать помощь или нет, давать ли согласие на получение какой-либо услуги, принимать иные решения, а также подписывать необходимые документы;
Начинать говорить, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль, не стесняться переспросить, в случае недопонимания, попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
В случае нехватки времени, извинившись, договориться об общении в другое время.
В разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно, быть терпеливым, дождаться, когда человек сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него.
Говорить в ровном, неторопливом темпе, используя понятные слова, произнося их четко и делая более длинные паузы, интересоваться, все ли понятно, учитывать продолжительное время, требующее для общения с некоторыми категориями людей с инвалидностью.